Изотерика , альтернативная история , поиск предназначения .

Тема в разделе "Свободное общение.", создана пользователем johnfantom, 11 авг 2023.

  1. johnfantom

    johnfantom Профи форума

    Упанишады - помните Стругацких "Понедельник начинается в субботу" ?
    Когда наш герой ночевал первую ночь в ИзНаКурНож ? :)
    А голос за зеркалом читал упанишады.

    Так вот , Упанишады состоят из четырех сборников научных трактатов.

    Аюр‑веда посвящена медицине.
    Шильпа‑веда – архитектуре и строительству.
    Дханур‑веда – военному делу.
    Гандхарваведа – музыке.
     
  2. johnfantom

    johnfantom Профи форума

    Эти древнейшие ведические книги – основа основ индуизма. И всей индусской цивилизации.
     
  3. johnfantom

    johnfantom Профи форума

    Санскрит
    продолжал развиваться! В конце I тысячелетия до P. X. разговорные языки Индии существенно отличались от языка Ригведы.
    Складывались пракритские языки – то есть языки бытовые, повседневные.

    На махараштри, праксени, пали, магадхи, анабхранша и других говорили простолюдины, члены низких каст. Похоже, именно анабхранша стал основой для новоиндусских языков – в том числе для хинди.
    Но другой и даже более важной основой всех современных индусских индоевропейских языков стал общий язык ариев – санскрит.
    Название «санскрит» означает: «обработанный» или «совершенный». Совершенный язык индусские ученые противопоставляли «пракриту» – простому, бытовому языку. Создание санскрита традиция приписывает Панини – гениальному филологу IV века до Р. X. Главное сочинение Панини – «Аштадхъян», то есть «Восемь разделов грамматических правил». На самом деле правил не восемь, а примерно четыре тысячи. Вероятнее всего, Панини не сам все придумал, Он или продолжил некую давнюю традицию рационализации языка, или возглавил большую школу брахманов‑филологов.
     
  4. johnfantom

    johnfantom Профи форума

    Панини заложил основу аналитической грамматики – выделил части речи, понятия корня, суффикса, префикса.
    Он дал подробное описание фонетики, морфологии, синтаксиса, словообразования индийских языков.
    Панини считал пракриты и ведийский язык примитивными. Заимствования из них в санскрите – неправильностями.
    Знаменитые эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна» первоначально писались на разговорных языках. Но тексты этих эпических произведений много раз обрабатывались, переписывались, совершенствовались. Во II–IV веках по P. X. они полностью переписаны на санскрите. Говорят даже об особом санскрите этих книг – эпическом санскрите.
    Панини давал жесткие правила, составил полную грамматику санскрита. В этом языке нет никаких исключений! Грамматика объясняла абсолютно любое явление языка. Все корни можно было перечислить, всякое действие со сломом объяснить правилом.
     
  5. johnfantom

    johnfantom Профи форума

    Это тем более удивительно, что санскрит ориентировался не на письменные, а на устные тексты. На запоминание, а не на книгу.
    Вообще‑то способность языка быстро меняться – это хорошо! Быстро меняясь, гибкий язык поспевает за изменениями в жизни.
    Но по мере развития язык накапливает исключения… Почему так трудно учить английский? А потому, что нормы его правописания отражают архаичные нормы многовековой давности. Написанное по‑английски слово time читается как «тайм», – но было время, оно читалось именно как «тиме». A cause – «кооз» в произношении было «каузе».
    С французским не лучше… Порой сами французы плохо понимают, как и что надо писать. Скажем, слово «хризантема» четыреста французских школьников написали ста пятьюдесятью шестью способами.
    Арийские языки легко принимают заимствования… Это делает их еще более сложными для изучения, но сами‑то языки только выигрывают!
    Не будь английский язык пластичным и способным изменяться – что бы с ним вообще стало? В 1582 году Р. Малкастер писал: «Английский малозначителен. Его знают только на нашем острове, и то не везде».
     
  6. johnfantom

    johnfantom Профи форума

    Создание санскрита показывает такие черты мировоззрения древних ариев, как способность изменяться и способность учиться, принимать заимствования. И способность систематизировать. И вкус к рационализации знания и самого языка.
    Об обогащении языков думали вовсе не одни индоевропейцы. Скажем, инки с их империей, где жили до сотни совершенно различных народов. Аймара, созданный в XV веке, – это язык, искусственно обогащенный словами из разных индейских языков.
    Смысл и причину такой работы объяснил Гарсиласо де ла Вега – сын конкистадора и инкской принцессы: «Главная причина состояла в том, что чужеродные народы, беседуя друг с другом и проникая в глубины своих сердец, полюбили одни других, словно они являлись одной семьей и родными».
    Прекрасные слова. Но у носителей индоевропейских языков раньше и сильнее, чем у других, проявилось и это стремление: объединять и связывать. В том числе в Индии это проявилось с огромной силой.
     
  7. johnfantom

    johnfantom Профи форума

    И много раз после этого появлялись разные койнэ и лингва‑франко.
    Греческое слово «койнэ» и означает – «общее наречие». Так в IV–II веках до P. X. называли общий эллинский язык. Он сложился на основе диалекта Аттики и включал множество слов из других диалектов. Понимали его все греки.
    С XIX века словом «койнэ» стали называть всякий общенациональный язык, возникший на основе одного из диалектов. Скажем, «княжеский койнэ» Древней Руси существенно отличался от языков отдельных племен и княжеств. Но понятен был всем.
    Лингва‑франко – язык международного общения, язык торговли, не обязательно родственный тем, кто его понимает. Для скифов, финикийцев и персов греческий койнэ был лингва‑франко: чужим, но необходимым для общения.
    Для финнов, балтов и варягов таким лингва‑франко был и княжеский койнэ Руси.
    Санскрит – первый из известных нам языков этого рода: койнэ и лингва‑франко одновременно.
     
  8. johnfantom

    johnfantom Профи форума

    Казалось бы – с такой мощной эпической поэзией, с такой древней культурной традицией индусы могли бы очень много знать о предках‑ариях. Но в том‑то и беда, что известно о древних ариях до обидного мало!
    Если бы арии сами рассказали об этом – как все стало бы замечательно! К сожалению, для самих ариев история вовсе не была такой уж важной отраслью знания.
    Веды рассказывают не историю конкретных племен или конкретных людей. Это вовсе не записи исторических событий и не хроники, а собрание самых невероятных мифов. Наверное, даже в этих мифах и сказаниях отразились представления о реальных исторических событиях… Но пойди пойми, о каких именно.
     
  9. johnfantom

    johnfantom Профи форума

    Наверное, в «Рамаяне» тоже отразилась память о реальных событиях: о завоевательных походах ариев на юг, в царства туземных темнокожих «дэвов» – древних владык Индии. Но ведь и из этого эпического произведения мы не получаем никаких сведений о вооружении древних ариев и об организации их общества или их армий. Мы видим скорее, как они относились к своим врагам.
    Мы не знаем имени ни одного арийского вождя, который привел бы их полчища в Индию, не знаем имен их законодателей и вероучителей. Мы не знаем, как назывались их города и какие архитекторы их строили… Словом, мы совершенно не знаем событийной истории ариев – об этом‑то они ничего не сообщали. Для них все эти сведения не имели особого значения.
     
  10. johnfantom

    johnfantom Профи форума

    Само слово «арии» многозначно: «овцеводы», «пахари», «чистые», «благосклонные к пришельцам», «гостеприимные». По‑видимому, для ариев гостеприимство было признаком благородства, высоких душевных качеств.
    Позже слово «арий» означало «свободный», «благородный», «хозяин». Персидское слово «ариян» тоже означает «благородный».
    Одни значения слова не противоречат другим. Народ, считавший себя благородным и ритуально чистым, вполне мог считать себя и овцеводами, и пахарями. Возможно, было даже некое отождествление рода занятий и ритуальной чистоты… По принципу: если мы разводим овец, то это и доказывает наше благородство.
    Известно, что племена ариев вторглись в Индию с северо‑запада, между хребтами Гиндукуша и морем.
     
  11. johnfantom

    johnfantom Профи форума

    Некоторые ученые даже объявляли Мохенджо‑Даро своего рода колонией шумеров – получалось, что шумеры, двигаясь на восток, принесли в Индию высокую культуру. Сложность в том, что сами‑то шумеры по расовому типу были дравидоидами, очень похожими на жителей Южной и Центральной Индии. Гораздо корректнее говорить о том, что в древности дравиды жили там, откуда позже их вытеснили арии… И часть дравидов попала в более благоприятные условия для развития цивилизации, чем дождевые леса и саванны Индии: в долины громадных рек Тигра, Евфрата и Инда. Они и создали цивилизацию… Но и строители Мохенджо‑Даро, и шумеры «пришли из Индии», а не наоборот…
     
  12. johnfantom

    johnfantom Профи форума

    По всем чертам своей культуры Мохенджо‑Даро и Хараппа – типичные государства Древнего Переднего Востока. Такое же расположение в долине большой реки – в данном случае Инда. Такие же постройки из камня и глины, такие же города с правильной планировкой. Эти города были даже больше и совершеннее шумерских или Вавилона. В Мохенджо‑Даро при площади города в два с половиной квадратных километра улицы шириной до десяти метров пересекались под прямым углом. Город строили по плану, дома возводили из кирпича‑сырца и обожженного кирпича, скрепляя кирпичи илистым или гипсовым раствором. В городе действовала канализация, и в каждом доме была специальная комната для мытья. Жить в нем могло одновременно до ста тысяч человек.
     
  13. johnfantom

    johnfantom Профи форума

    Цивилизация Мохенджо‑Даро кормилась таким же точно орошаемым земледелием, как Вавилония и Шумер. Но и тут индусы оказались впереди! Они применяли водяное колесо, чтобы подавать воду на поля. И разводили коров, в том числе коров зебу, ослов, овец, коз, кур, верблюдов, слонов. Ученые думают и спорят, что означают кости носорогов и львов в их городах? Египтяне приручали жирафов, антилоп, львов и гиен… Может, и в Мохенджо‑Даро делали нечто похожее?
    Плавка, ковка и литье металлов не уступали по уровню тому, что делалось в Древней Месопотамии. Наконечники копий, ножи, топоры, зеркала, бритвы, булавы, наконечники стрел, украшения из золота и серебра, серебряные сосуды.
    Археологи нашли много произведений искусства из кости, рога, камня и глины. Среди них – изображения арбы… Точно такой же, какую используют в Индии и по сей день! Возмущаясь отсталостью сельского хозяйства в Индии, порой говорят: «как в Мохенджо‑Даро!»
    Жаль, что до сих пор не расшифрована письменность Мохенджо‑Даро – возможно, мы не знаем об этой цивилизации самого интересного.
     
  14. johnfantom

    johnfantom Профи форума

    Арии проникали в Индию несколькими волнами. Самая ранняя приходится примерно на XXV век до P. X. Самая поздняя – на XV век до P. X. Это были нашествия ничем не связанных между собой народов. Даже если они и говорили на понятных друг другу языках, то никак не были друг для друга дорогими сородичами и воевали друг с другом не хуже, чем с дравидами.
    Эти племена слились в какую‑то общность только в XI–X веках до P. X. Произошло это в Восточном Пенджабе, и большинство ученых связывают ариев с археологической культурой «серой расписной керамики». В это же время складывается и «Ригведа».
    Арии были в первую очередь скотоводами. Они разводили овец, мулов и ослов, лошадей, коров. Коровам и быкам они поклонялись. Коровам, как подательницам жизни в виде мяса и молока. Быкам – как воплощению необоримой стихийной мощи.
     
  15. johnfantom

    johnfantom Профи форума

    Деление на касты у ариев, похоже, отсутствовало (каста – португальское слово и значит «чистый»).
    Свое общество арии делили на три группы – варны. Они считали, что каждый человек по факту рождения обладает некой природной сущностью. Варна и означает «цвет» или «сущность».
    Высшая варна, брахманы, занимали высокое положение жрецов, хранителей древних знаний в обществе. Но при полном отсутствии официальной церкви как государственного института!
    Вторым сословием были кшатрии – воины. Они шли в бой под руководством своих вождей – раджей.
    Третье сословие – вайшьи, то есть крестьяне, ремесленники и торговцы.
    Такое трехчленное деление общества было типично для всех арийских народов.
    Своих врагов, местные темнокожие племена, арии называли «дасью» или «даса», что означало «варвар», «чужак», «низший». Позже это слово начало означать просто «раб».
    Многие ученые считают, что четвертое сословие шудр – слуг, рабов, сложилось именно из этих дасью.
     
  16. johnfantom

    johnfantom Профи форума

    Арии поклонялись солнцу и огню. Священный огонь они возили в особом шалаше на четырех колесах.
    Долгое время пленных врагов они приносили в жертву Агни‑огню – говоря попросту, сжигали живьем. Позже их «только» ставили на площадку для сожжений и обмахивали горящей головней. «Живые убитые» – так называли рабов древние египтяне. Рабы у ариев – это «живые сожженные».
    В Индии так и не возникло единобожия; не пришел пророк, подобный Магомеду, или мудрый учитель, подобный китайскому Конфуцию. Бесчисленные боги индуизма, многие из которых многоруки и звероголовы, остались богами, им продолжают поклоняться. Арии легко принимали в свой пантеон богов побежденных ими дасью. Ганеша с головой слона мог сделаться богом только в Индии – там, где водятся слоны. Темнокожий бог Кришна тоже хранит память о завоеванных ариями дравидоидах.
     
  17. johnfantom

    johnfantom Профи форума

    За века и тысячелетия индуизм прошел долгий путь развития и усложнения – но и по сей день это не вера в единого бога, а попытка объединить и систематизировать веру в невероятное количество разнообразных божеств.
    Темные жители деревень вполне довольствуются поклонением местным божествам – их много в каждой деревне и в каждой местности. Они поят молоком священных змей, стараются не причинять зла матери‑корове и всем живым существам, поклоняются деревьям, камням и обезьянам, выполняют множество сложных и порой очень мешающих жить ритуалов. Они – индуисты
     
  18. johnfantom

    johnfantom Профи форума

    Люди покультурнее, пообразованнее могут выбирать и более сложные культы отдельных богов индуизма – Вишну, Кришны, Парвати, Дурги, Шивы. Каждое божество имеет собственный характер, судьбу и поведение; исповедовать культ каждого бога – это личностный выбор собственных склонностей и привычек; до какой‑то степени – и судьбы.
    Не раз новые учителя веры создавали культы достаточно мрачные и страшные. Например, культ черной богини Кали, требовавшей в жертву людей. Секта душителей была жутким сборищем преступников и убийц – но еще и поклонниками Кали. Именно поэтому идейных убийц, фанатиков своей богини, было так трудно выявить и уничтожить.
     
  19. johnfantom

    johnfantom Профи форума

    Люди с более приличными наклонностями создавали или развивали культы богинь плодородия и семейного очага, богов мудрости и богов мастерства, богов земли и торговли, воздуха и ветра. Они развивали учения о способах познания истины через любовное исступление, подвиги аскетизма, самоистязание или углубленное размышление. Каждому свое.
    Интеллектуалы создавали сложные и порой очень мудрые учения о том, как устроен мир, связывали между собой в единую систему культы и учения индуизма, развивали представления об Абсолюте‑Брахмане.
     
  20. johnfantom

    johnfantom Профи форума

    "Русские — азиаты в Европе, но европейцы в Азии."
    Мадам де Сталь .

    "Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить.
    У ней особенная стать,
    В Россию можно только верить."
    Ф. Тютчев .
     
    Последнее редактирование: 21 дек 2023

Поделиться этой страницей